Архив за 12 августа 2013

Укрупнение партий ДСЕ в ходе производства

Добрый день (надеюсь ночами блоги по производству читать не приходится 🙂 )

На предприятиях часто слышу о необходимости укрупнения (агрегации) партий деталей и сборочных единиц (ДСЕ), особенно при рассмотрении вопросов планирования производства. И не только слышу, но и вижу это на практике.   Причём про  укрупнение могут говорить или использовать его наряду с такими понятиями как «бережливое производство (lean production)».

Интересны мотивы, заставляющие запускать в обработку (скажем на фрезерование) укрупнённую партию ДСЕ, состоящую из нескольких запланированных отдельно на разные даты партий ДСЕ.  Мотив, как правило, один — «Уменьшить количество переналадок» и снизить таким образом затраты. И что же при этом получается…

Представим себе, что производство позаказное и для него подготовлены графики изготовления крупных узлов или комплектов (если изделия большие) и номенклатурные планы обработки партий ДСЕ для цехов. Если планирование было произведено правильно, то в планы цехов попали партии ДСЕ для разных заказов с разными сроками запуска и выпуска, а планы всех цехов взаимосвязаны, т.е. учитывают последовательность прохождения партиями деталей своих технологических маршрутов.

Если это так и мы вопреки рекомендациям плана цеха запускаем в обработку сразу все одинаковые ДСЕ из разных партий, то:

1. Значит и предыдущий цех сделал то же самое — запустил в обработку сразу все одинаковые ДСЕ, спланированные на разные сроки. Иначе у нас не было бы в достаточном количестве заготовок. Либо мы выждали пока поступят все партии ДСЕ, что бы запустить их в обработку совместно.  И в том и в другом случае нарушаются планы цехов и их взаимная связь со сдвигом сроков выпуска комплектов ДСЕ вправо (выпуск нужных ДСЕ задерживается).

2. Пока мы обрабатываем на некотором рабочем центре укрупнённую партию одних ДСЕ,  мы не можем обработать вовремя другие партии ДСЕ, т.к. оборудование занято. Нарушается ритмичность производства, появляются предпосылки для простоев и сверхурочных работ.

3.  Мы используем большее количество материала сразу. Из за этого в краткосрочной перспективе может возникнуть его дефицит для других ДСЕ. Более отчётливо дефицит может проявляться, если запускаются в обработку укрупнённой партией деталей из разных плановых периодов.  Ведь планирование закупок и поставки материалов так же были рассчитаны исходя из планов производства с привязкой к периодам планирования. А возникновение дефицита материала, как правило,  приводит к появлению в будущем увеличенных запасов (какому же снабженцу хочется стать крайним за срыв сроков выполнения заказов…).

4. В силу ограничений по производительности сборочных участков и из-за влияния предыдущих факторов (нарушения ритмичности и согласованности планов цехов, дефиците других ДСЕ на сборке) увеличиваются запасы незавершённого производства, растут расходы на хранение, потери, снижается оборачиваемость средств.

 Итак, с одной стороны, укрупнение партий ДСЕ позволяет сократить переналадки.

С другой  —  может привести к таким негативным явлениям как нарушение сроков изготовления заказов, простои, сверхурочные работы и работы в выходные дни, увеличение запасов материалов и объёмов незавершённого производства.

Так не лучше ли сосредоточится на разработке и использовании методов быстрой переналадки, вместо укрупнения партий ДСЕ,  если оно идёт вразрез с планированием и чаще всего (чего уж лукавить) облегчает жизнь только наладчикам оборудования?