Почему проект внедрения системы управления производством становится проектом интеграции всех существующих ИТ-систем предприятия?

Из практики, первым объектом достойным автоматизации на предприятии является бухгалтерский учет. Далее «очередь автоматизации» может быть непредсказуемой. Как правило, системы управления производством стоят в этой очереди далеко не на первом месте. И к тому времени, когда приходит их черед, на предприятии уже внедрено в лучшем случае 2-3 ИТ-системы, а в худшем 2-3 ИТ-системы умноженные на количество подразделений входящих в состав предприятия.

В итоге, в процессе обследования (или экспресс обследования) существенная часть времени отводится на анализ/изучение уже существующих на предприятии ИТ-систем. Конечно же, я не пытаюсь оценить их эффективность, меня интересует пригодность использования их данных, возможность интеграции.

К сожалению, в подавляющем большинстве случаев картина получается неидеальная. Приведу небольшой список наиболее типичных проблем:

  1. Существующие ИТ-системы несогласованны в своей работе.

Имеются данные, которые используется каждой системой. Но вводятся они в каждую систему «по своему».

  1. За годы существования ИТ-систем справочные данные утратили свою актуальность/уникальность и требуют выверки.

Наиболее типичным примером является использование разных номенклатурных позиций для учета одной и той же товарно-материальной ценности в одной и той же ИТ-системе.

  1. Не все данные вводятся в систему, хотя система обеспечивает их ввод.

Такая «недоавтоматизация» часто выявляется при анализе систем класса PLM/PDM. С одной стороны конструкторский состав ведется исправно, проводятся извещения. А вот технологических данных не хватает, хотя есть все возможности для их ввода .

 

Получается некий парадокс. С одной стороны, автоматизация есть, много усилий потрачено на внедрение каждой ИТ-системы, с другой стороны, уже на этапе предпроектных работ выявляются проблемы функционирующих ИТ-систем, для решения которых снова требуется ресурсы. Все работы по устранению выявленных проблем оседают в планах работ внедрения следующей системы в «очереди автоматизации», при этом конечно же увеличивая общую стоимость проекта.

На первый взгляд может показаться, что это характерно для «лоскутной» автоматизации. Но и при комплексной автоматизации могут возникать все те же проблемы. Автоматизировать ВСЕ и сразу невозможно. Как следствие, любая автоматизация растянута во времени, поделена на этапы и подсистемы. Разные этапы могут выполнять разные команды внедрения, кадровый состав которых также меняется. В ходе проектных работ по разным причинам применяются решения, которые не всегда согласованны с ранее утвержденными документами проекта. В результате, теория (основополагающие документы проекта) может сильно отличаться от практики (реализованная функциональность, внедренные бизнес-процессы) и при организации интегрированной работы подсистем приходится решать все те же проблемы.

Считаю, что существование таких проблем является нормой. Как говорят, не ошибается тот, кто не работает. А там, где кипит работа, где ценой проб и ошибок выстраивается наиболее эффективная работа ИТ-систем, всегда есть что улучшить, оптимизировать. С этой точки зрения проект внедрения системы управления производством становится проектом интеграции всех существующих ИТ-систем предприятия. Здесь напрашивается следующая аналогия: также как деятельность всех структурных подразделений предприятия направлена на обеспечение бесперебойной работы производства, также и все ИТ-системы предприятия должны обеспечивать своевременное поступление актуальных данных в систему управления производством.

не комментируется